19 Марта 2020
Пандемия коронавируса не только оказывает чрезвычайное давление на мировую систему здравоохранения, но и, как считают многие эксперты, уже спровоцировала новый глобальный экономический кризис. Причем его последствия будут гораздо тяжелее, чем у кризиса десятилетней давности.
В таких условиях волна неплатежей, неисполнения договорных обязательств, срывов поставок, заказов – только дело времени.
Поэтому актуальным становится вопрос неисполнения обязательств по причине наступления форс-мажорных обстоятельств в виде пандемии COVID-19.
Итак, можно ли считать данную пандемию форс-мажором?
Под форс-мажором принято понимать действие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.3 ст.372 Гражданского кодекса РБ).
Обратите внимание, что для признания ситуации форс-мажорной требуется наличие одновременно характеристик чрезвычайности и непредотвратимости. Так, если исполнение обязательства ввиду наступления какого-либо чрезвычайного события затрудняется или становится финансово невыгодным, но при этом остается возможным, говорить о форс-мажоре нельзя.
Форс-мажор может влиять на обязательства сторон трояким способом:
- как основание для снижения или освобождения от ответственности за неисполнение обязательства;
- как основание для прекращения обязательства ввиду невозможности исполнения;
- как основание для изменения условий договора.
Мнения специалистов касательно придания пандемии COVID-19 статуса форс-мажора разделились. Одни указывают на то, что пандемии случаются достаточно часто и уносят большое количество жизней (например, от ежегодного сезонного гриппа умирает 250-300 тыс. чел.). Следовательно, форс-мажором она не является. По мнению других, данную пандемию отмечает особо напряженный характер, крайняя степень интенсивности распространения, что позволяет квалифицировать ее как форс-мажор.
В любом случае, следует признать, что на статус форс-мажора могут претендовать как минимум действия органов государственной власти различных стран, направленные на предотвращение распространения COVID-19. Закрытие границ, запрет на передвижение без веских причин, прекращение авиаперевозок – все это, безусловно, влияет на исполнение обязательств по договорам.
Каждую конкурентную ситуацию следует рассматривать индивидуально на предмет наличия в ней признаков форс-мажора. Очень многое, в частности, будет зависеть от того, правом какой страны регулируется договор. Так, если стороны выбрали английское право, эпидемия может рассматриваться как форс-мажор только в случае, если на это прямо указано в договоре. В то же время если к договору применяется право Беларуси, то даже при отсутствии прямых указаний на эпидемию в договоре говорить о форс-мажоре можно будет на основании норм Гражданского кодекса.
Каков же минимально необходимый набор мер для минимизации рисков в связи с пандемией COVID-19. Специалисты BusinessAdvisers Law&Tax Firm рекомендуют:
• Составить реестр имеющихся обязательств и проанализировать их на предмет рисков неисполнения.
• По наиболее «проблемным» обязательствам выяснить, правом какой страны они регулируются и какие именно положения о форс-мажоре в них включены.
• Оценить потенциальные размеры убытков.
• Обратиться к контрагентам с письмом о возможных проблемах в исполнении обязательств, выработать с ними совместный план действий.
Наша команда будет рада помочь Вам подобрать наиболее верное решение для каждой ситуации и ответить на все вопросы.
Автор:
Станислав Мачихин