Пандемия COVID-19 (коронавирус): переход на удаленную работу.

18 Марта 2020

Несмотря на заявленное отсутствие неконтролируемой передачи инфекции среди населения Беларуси, ВОЗ сообщает, что «страны должны быть готовы к реагированию на различные варианты развития ситуации, принимая во внимание, что универсального подхода не существует». 

Полагаем, для обеспечения безопасности здоровья своих сотрудников и безопасности своего бизнеса, к различным вариантам развития ситуации распространения коронавирусной инфекции в Беларуси стоит готовиться и каждой компании.

На сегодняшний день можно наблюдать принятие компаниями решений об организации удаленной работы. В связи с этим предлагаем рассмотреть некоторые правовые моменты принятия такого решения.

 

Рекомендации по переходу на удаленную работу.

Законодательством Республики Беларусь возможность для сотрудников временно работать удаленно из дома прямо не предусмотрена.

В соответствии с нормами Трудового кодекса для официального оформления удаленной работы наниматель с работником должны прийти к соглашению об организации дистанционного режима работы, причем такая договоренность должна быть оформлена письменно с составлением дополнительного соглашения к трудовому договору. Стоит обратить внимание, что в отношении не каждого сотрудника может быть установлен дистанционный режим работы. Как правило, дистанционный режим работы может устанавливаться только в отношении сотрудников, которые для выполнения своей работы используют информационно-коммуникационные технологии. 

Хотя в обычной ситуации перевод работника на дистанционную работу необходимо рассматривать как изменение существенных условий труда с обязательным уведомлением за 1 месяц, однако в данном случае, учитывая согласие и инициативу работника на максимально быстрый переход, с нашей точки зрения, возможен перевод сотрудников без соблюдения указанного месячного срока уведомления.

Таким образом, для официального перевода работника на «удаленку» потребуется выполнение следующих последовательных шагов:

Шаг 1 Если работник сам выразил желание на переход на дистанционный режим работы, такое желание следует оформить письменно в форме заявления. В заявлении необходимо указать причину перехода на дистанционную работу и дату, с которой работник переходит на эту работу (например, в связи с распространением коронавирусной инфекции COVID-19 (приданием ей статуса пандемии) прошу перевести меня на дистанционную работу с 17.03.2020 по 01.06.2020). Такой подход, с указанием временного отрезка нахождения работника в режиме дистанционной работы, позволит в последующем автоматически вернуться к обычным условиям труда без обязанности оформлять какие-либо дополнительные документы.

Шаг 2 Составление дополнительного соглашения к трудовому договору. В дополнительном соглашении следует предусмотреть условия о периоде дистанционной работы, рабочем времени, периодичности и способов выхода на связь, порядке обмена документацией, правил безопасности труда на дому и т.д.

Шаг 3 Издание приказа нанимателя о переходе на дистанционную работу. Полагаем, что оптимальным вариантом является ознакомление работников «под роспись» с указанным приказом.

Также возможно рассмотреть такие варианты оформления отсутствия работника на рабочем месте (на период самоизоляции), как:

  • досрочное предоставление трудового отпуска по исключительным и заранее не предвиденным обстоятельствам;
  • предоставление кратковременного отпуска без сохранения заработной платы по семейно-бытовым причинам по заявлению работника.

Юридическая фирма BusinessAdvisers Law&Tax Firm готова помочь компаниям выработать подходы по переводу их бизнеса на временный удаленный режим работы и оформить все необходимые для этого документы

 

Автор: Павел Лысак