16 Января 2020
С принятием Декрета Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 в рамках правового эксперимента в белорусскую практику внедрены относящиеся к институтам «английского» права соглашения о непереманивании (non-solicitation agreement, NSA или non-solicitation covenant, NSC).
Разберемся с понятиями.
Существует определенная двойственность в понимании NSA. В одних юрисдикциях под ними понимают соглашения, которые ограничивают возможности компаний по переманиванию сотрудников из других субъектов хозяйствования. В других же юрисдикциях NSA – это соглашение, которое запрещает бывшим топ-менеджерам и ключевым специалистам «уводить» из своей бывшей компании сотрудников. Такие NSA в некоторой степени схожи с соглашениями о неконкуренции.
В 2011 году 64 тыс. сотрудников выступили против Apple, Google и ряда других высокотехнологичных IT-гигантов с обвинениями в заключении тайного соглашения, запрещающего им переманивать друг у друга сотрудников. В итоге компании вынуждены были пойти с истцами на мировое соглашение и выплатить им в общей сложности 415 млн. долл. компенсаций. Этот пример свидетельствует о весьма неоднозначном отношении к NSA в США. В то же время в ряде штатов NSA легализованы в законодательстве. Так, в Массачусетсе допускается заключение NSА, но при этом требуется выплачивать работникам компенсации за принятие на себя подобных обязанностей. Также NSА ограничиваются определенными временными и территориальными рамками. А в конституцию штата Джорджия в 2010 году внесены изменения, прямо допускающие заключение таких соглашений.
Не все суды трактуют NSА именно как запрет. Так, в деле Loral Corp v. Moyes суд сделал вывод, что по NSА бывший сотрудник может предлагать своим прежним коллегам наняться на новую работу "лишь в последнюю очередь".
В России «Яндекс», Parallels, «Лаборатория Касперского», Acronis, «Ланит», 1С, IBS, «Крок», Mail.ru и другие IT-компании с начала 2000-х годов неоднократно заключали «джентльменские» соглашения о непереманивании. Однако судебная практика идет скорее по пути их непризнания (например, решение АС г.Москвы по делу №А40-80777/2013).
В Беларуси судебной практики относительно соглашений о непереманивании пока не наработано, однако анализ п.5.5 Декрета №8 позволяет сделать некоторые выводы об особенностях их применения:
- одной стороной NSA обязательно должен быть резидент ПВТ;
- предметом NSA является ограничение прав его участников на совершение действий, результатом которых становится прекращение трудовых отношений между другой стороной и ее работником и установление трудовых отношений между таким работником и первой стороной или ее аффилированным лицом;
- в качестве мер ответственности за нарушение NSA стороны могут предусмотреть договорную неустойку, размер и порядок выплаты которой определяется по их взаимному согласию.
Все это требует от компаний, намеренных заключить NSA, тщательного анализа законодательства и учета всех нюансов, связанных с правовыми вопросами заключения подобных соглашений.
Автор: Станислав Мачихин,
советник, руководитель IT\IP практики BusinessAdvisers Law&Tax Firm